Личная страничка Полежаевой Веры Анатольевны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №88

 

Личная страничка Полежаевой Веры Анатольевны

  ДЛЯ ВАС, КОЛЛЕГИ!

  КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  НА  ТЕМУ:

ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  В  ПРОЦЕССЕ  РАССКАЗЫВАНИЯ  СКАЗОК

     Сказка  для  ребёнка-это  не  просто  сказка,  не  только  литературное  произведение, не  просто  игра, это- жизнь, это-приемлемое и  созвучное  возможностям  ребёнка  средство  материализации  волнующих  его  отношений  и  обстоятельств,  категорий  добра  и  зла, многополярности  и  относительности  социальных  оценок.

Сказка- это  мощный  инструмент  развития. Русские  народные  сказки,  вводя  детей  в  круг  необыкновенных  событий, превращений,  происходящих  с  их  героями,  выражают  глубокие  моральные  идеи. Они  учат  доброму  отношению  к  людям,  показывают  высокие  чувства  и  стремления.

     К.И.Чуковский  писал, что  цель  сказки- воспитать  в  ребёнке  человечность-эту  дивную  способность  человека  волноваться  чужими  несчастьями,  радоваться  радостям  другого,  переживать  чужую  судьбу,  как  свою.

     Е.А.Флерина,  крупнейший  педагог  в    области  эстетического  воспитания,  видела  преимущество рассказывания  перед  чтением  в  том,  что  рассказчик  передаёт  содержание  так,  будто бы  он  был  очевидцем  происходящих  событий. Она  считала, что  рассказыванием  достигается  особая  непосредственность  восприятия.

     Искусством  рассказывания  сказки  должен  владеть  каждый  воспитатель, т.к.  очень  важно  пересказывать  своеобразие  жанра  сказки. Восприятие  сказки, как  и  игра,  составляет  один из  наиболее  значимых  видов  деятельности  ребёнка,  определяя  развитие, как  интеллектуальных  и  познавательных  процессов( речи,  мышления, воображения), так  и  эмоционально-личностное, нравственное  и  эстетическое  развитие  ребёнка.

  • Первоначально: иллюстрация, рисунок  ребёнка  к  сказке, служит  опорой, через  которую  он  передаёт  собственное  творческое  завершение  сказки,  изначально  заданной  педагогом.
  • На  следующем  этапе, такой  опорой  служат  разные  предметы  из “волшебного  сундучка”, который  используется  в  контексте  сказочной  ситуации  при  коллективном  сочинении  сказки. На  этом  этапе  педагог  предлагает  лишь  начало  сказки, помогая завершить  её  при  затруднении  детей.
  • Сочинение  сказки  по  схематичной  модели. Продолжая  моделирование  сказок, мы  обучаем  дошкольников представить  знакомых  сказочных  героев  в  обычные  геометрические  фигуры:   так  показываем три  одинаковых  (по  величине  и   цвету)  кружка- значит, надо  полагать, эти  кружки  означают  сказку  “Три  поросёнка”  или  три  одинаковых  по  цвету, но  разных  по  величине  кружка- естественно, они  говорят  о  сказке  “Три  медведя”; или семь  одинаковых  треугольников: это  может  быть  сказка “Волк  и  семеро  козлят”;  может  быть  дети  вспомнят  сказку “Гуси-лебеди”- а  может  быть  сказка “Репка”.  Или  мы  можем  просто  показать  детям  две  палочки  разной  высоты  и  спросить, кто  это  может  быть?  Мама  и  дочка, волк  и  заяц,  медведь  и  лиса.  А  ваши  варианты?

     Восприятие  сказки  и  предпочтение  определённых  героев  и  сказочных  сюжетов  связано с  возрастными  особенностями  младшего  школьника. Ребёнок  младшего  дошкольного  возраста  идентифицирует  себя  со  сказочными  персонажами:  принцами, царевнами,  солдатами. Чем  старше  становится  ребёнок, тем  с  большим  удовольствием он  читает  истории и  сказки  о  людях. Потому  что  в  этих  историях  содержится  рассказ  о  том,  как  человек  познаёт мир. Основной  принцип  подбора  сказок-  это  направленность  проблемной  ситуации,  характерной  для  данного возраста, нравственный  урок,  который  даёт  сказка,  доступный  для  осмысления  детьми  младшего  дошкольного  возраста.

     Используя  методы  моделирования  сказок  пришли  к  выводу, что  детям  это  интересно: занятия  проходят  в  более  живой  форме,  дети  выполняют игровые  упражнения,  драматизируют, принимают  участие  в  настольных  и  подвижных  играх. А  самое  главное,  что  дети  хотят  рассказывать  сказки,  активны, внимательны  друг  к  другу.

Художественная  литература  и  народный  фольклор  имеют  огромное  значение  в  деле  воспитания  человека,  и  вместе  с  тем  является  одним  из  могучих  средств  развития  и обогащения  речи  детей. Система  занятий  по  русской  народной  сказке  способствует  развитию  речи  детей  младшего  дошкольного  возраста.

 

«Развитие речи ребёнка в театрализованной  деятельности»

     Процесс  развития  речи предполагает освоение не только содержательной, но и  образной эмоциональной стороны языка. Выразительность- качественная  характеристика речи, которая тесно связана с проявлением  индивидуальности  человека.  Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности  речи- важнейшее условие современного  интеллектуального, речевого, литературного и художественного  развития.

Выразительность  речи  развивается в течении всего  дошкольного  возраста: от непроизвольной  эмоциональной  у  малышей, к интонационной  речевой  у  детей  средней  группы, и к языковой  выразительности речи  у детей  старшего  дошкольного возраста.

     Для развития выразительной стороны  речи  необходимо  создание  таких  условий,  в  которых  каждый  ребёнок  мог бы  проявить  свои  эмоции,  чувства, желания  и  взгляды,  причём  не  только  в  обычном  разговоре,  но  и  публично,  не стесняясь  присутствия  посторонних  слушателей. К этому  важно   приучать ещё  в  раннем  детстве, поскольку  нередко бывает,  что люди  с  богатым  духовным  содержанием,  с  выразительной  речью  оказываются  замкнутыми,  стеснительными,  избегают  публичных  выступлений,  теряются  в  присутствии незнакомых  лиц.

     Привычку к  выразительной  публичной  речи  можно  воспитывать  в  человеке  только  путём привлечения его  с  малолетства к выступлениям  перед  аудиторией.  В  этом  огромную  помощь  могут  оказать  театрализованные  занятия.  Они  всегда  радуют  детей и пользуются у них  неизменной  любовью. В процессе  работы  над  выразительностью  реплик  персонажей, собственных  высказываний,  незаметно  активизируется  словарь  ребёнка,  совершенствуется  звуковая  культура  речи,  её  интонационный  строй.  Исполняемая  роль,  произносимые  реплики  ставят  малыша  перед  необходимостью  ясно, чётко, понятно  изъясняться. У него  улучшается  диалогическая  речь,  её  грамматический  строй. Можно утверждать, что театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний и  открытий  ребёнка, приобщает  его к  духовным  ценностям. Это - конкретный, зримый  результат. Но  не  менее  важно, что театрализованные  занятия  развивают  эмоциональную  сферу  ребёнка, заставляют  его  сочувствовать  персонажам, сопереживать  разыгрываемые  события. Таким  образом,  театральная  деятельность - важнейшее  средство  развития  у  детей  эмпатии, т.е. способности  распознавать  эмоциональное  состояние  человека  по  мимике, жестам, интонации, умении ставит себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

     Театральная  деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или  сказка для детей  дошкольного возраста имеют  нравственную  направленность- дружба, доброта, честность, смелость. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только  умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом  позволяет  педагогам через  театральную  деятельность  оказывать  позитивное  влияние  на  детей. Театральная деятельность  позволяет  ребёнку  решать  многие  проблемные  ситуации опосредованно от лица  какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театральные  занятия помогают  всесторонне развить ребёнка.

 

 

«Как организовать театральную среду в дошкольном образовательном учреждении»                       

     Театральная  деятельность может быть организованна в утренние и вечерние  часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным  видам деятельности ( музыкальному воспитанию,  изодеятельности ), а так же запланирована, как специальное занятие в рамках занятий по родному  языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, во всех формах театральной деятельности небольшие подгруппы  детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребёнку), причём каждый раз должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.

     В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время  могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон»; « В гостях у сказки»), которые проводит  воспитатель. При проектировании развивающей предметно-пространственной   среды, обеспечивающей  театрализованную деятельность  детей,  следует  учитывать:

-Индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

-Особенности его эмоционально-личностного развития;

-Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

-Возрастные и поло-ролевые особенности;

     Для обеспечения оптимального баланса  совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей  в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребёнок может быть один и «порепетировать»  какую-либо  роль перед  зеркалом  или ещё раз посмотреть иллюстрации  к спектаклю и т.д.

     Развитие любознательности и исследовательского интереса  основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования  с различными  материалами  при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

     Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные   полe-функциональные помещения(музыкальные и театральные залы, гримёрная, комната сказок и т.п.), в которых могут  проводиться  специальные занятия по театрализованной деятельности. Учёт возрастных особенностей ребёнка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную  адресованость  оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной  зоне должен быть уголок  ряжения и  игрушки-животные для театрализации знакомых сказок.  В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные  материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.

     Таким образом, проектирование зоны  театральной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения развивающей предметно-пространственной среды:

-обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

-организация зон приватности;

-предоставление  права и свободы выбора;

-создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

-полу-функциональность использования помещений и оборудования;

-возрастная  адресованость  оборудования и материалов.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  РЕБЁНКА

   Речь  не  передаётся  по  наследству, малыш  перенимает  опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых( и  прежде  всего  родителей),т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  окружающей  ребёнка  речевой  среды. Поэтому  так  важно, чтобы  дома  он  слышал  правильную,  грамотную  речь.

                                                                               СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ

Не забывайте, что решающее  значение  для  развития  разговорной  речи  детей  имеет  его  общение  с  вами:

  • Во  время  совместных  прогулок  обращать  внимание  ребёнка  на  значимые  для  человека  объекты:  магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите  ребёнку,  для  чего эти  учреждения, кто  в  них  работает. Во  время  прогулки  в  парке,  сквере  привлекайте  внимание  малыша  к  красоте  окружающей  природы,  растений  и  животных,  насекомых.
  • Не  уходите от  ответов  на  вопросы  ребёнка. Знакомя  с  новыми  предметами, объектами, вещами,  называйте  их  правильно.
  • Создайте  дома  детскую  библиотеку,  где  можно  вместе  с  ребёнком  рассмотреть  иллюстрации  в  книгах.
  • Как можно  больше  знакомьте  малышей  с  фольклором,  рассказывайте  и читайте  сказки,  загадки,  песенки,  потешки.  Они  не  только  приобщают  ребят  к  национальной  культуре,  но  и  формируют  нравственные  качества: доброту,  честность,  заботу  о  другом  человеке,  вызывают  желание  высказаться,  поговорить  о  героях  сказки.

«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

       Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое   воздействие на ребёнка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их  внутреннего мира. В игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное  развитие познавательных  процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе и способы общения  со сверстниками. Роль, которая доставалась ребёнку при игре в театре, может раскрыть в нём потенциальный ресурс. Любимые  герои  становятся образцами для  подражания и отождествления.

     Театрализованная деятельность способствует развитию речи. Задача состоит в том, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

     Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст ,как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его  голосового аппарата.

       Стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов  развивает память и интеллект. Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное  занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребёнку преодолеть трудности в общении. Как правило  материалом для сценического воплощения служат русские  народные сказки. Они несут в себе  активизирующее  воздействие на речевую  деятельность и на эмоциональную сферу ребёнка, выполняют лексико-образную функцию, формируют  языковую  культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребёнка. Развиваются  основные языковые функции:  экспрессивная  (вербально образный компонент речи) и коммуникативная  (способность к общению, пониманию, диалогу). Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии  как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных  ситуаций. Неважно, какую роль исполняет ребёнок, важно, создаёт образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно. Применение театральной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной  речи, воображение, развивает  все  психические функции ребёнка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной  направленности  речи, развивается связная, диалогическая речь.

 

  «Театр  дома»

       Сегодня существуют самые  разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые  куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность  в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с  друзьями и родителями. Всё это - несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Развитие театральной деятельности в дошкольном учреждении и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Родители могут также стать инициаторами в организации в  домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя  во бору»,  «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное - организация взрослыми разнообразной совместной с ребёнком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.). Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например папье-маше, дерева, картона, ткани, старых носков, перчаток.  

     К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребёнка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Всё скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой  лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и наклеить детали. И т.д. Создавая домашний кукольный театр, вы  вместе  с детьми ,  примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребёнка! А ещё тренировка мелкой  моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи. Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

     Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетом сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они  становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать  окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

     Уважаемые родители -  читайте детям больше сказок, стихов и т.д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребёнку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т.д. Рисуйте картины по прочитанным произведениям. Ценность театральной  деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно  полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чём читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребёнка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним её яркими впечатлениями и радостью творчества.

А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать  в  повседневной  жизни.

 

 

Литературные  викторины в кругу семьи

 

-С кем встречался колобок во время путешествия?

-Какое яйцо снесла курочка Ряба ?

-Кто тянул  репку?

-Как звали трёх поросят?

-Кто потерял хрустальную туфельку?

-Кого спасла  Дюймовочка?

-Что купила на базаре Муха-цокотуха?

-Кто разбил золотое яичко? 

-Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и волк»?

 

Следующее задание: назвать первое слово, а ребёнок отгадывает полное название из  сказки:

Гуси (лебеди); Красная(шапочка); Заюшкина(избушка); Царевна(лягушка); Серый(волк);Кощей (бессмертный); Василиса(прекрасная);Сивка(бурка);

Следующее  задание: узнать героев по описанию

-Перед волком не дрожал, от медведя убежал; А лисице на зубок всё ж попался…(колобок)

-Помогла нам яблоня, помогла нам печка, помогла хорошая голубая речка. Все нам  помогали, все нас укрывали, к матушке и батюшке мы домой  попали. Кто унёс братишку? Назовите книжку (Гуси-лебеди)

Следующее задание: угадать героя по реплике

-«…высоко сижу, далеко гляжу» ( Маша; « Маша и медведь»)

- «… я от дедушки ушёл»(Колобок)

-«…Жучка иди…тянуть» (Внучка, «Репка»)

-«…слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята, «Волк и семеро козлят»)

-«…несёт меня лиса за тёмные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

-«…ловись  рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка-сестричка и серый волк»)

-«…Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку…» («Лисичка со скалочкой»)

-«…приходи,  куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса .  «Лиса и журавль»)

-«…речка – реченька -укрой меня…» («Гуси-лебеди»)                                                            

Следующий задание: «Узнай персонажа сказки по описанию»

1-«…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе («Снегурочка»)

2-Этот персонаж смелый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот. Из сказки « Кот, петух и  лиса»)                                                    

3-Этот персонаж хитрый,  льстивый, жадный, притворщик, любит гордиться собой и хвалиться («Лисичка-сестричка и серый волк»)

Следующее задание: нужно подобрать к персонажу характеризующее сказочное слово:

Петушок( золотой гребешок); Зайчишка (трусишка); Мишка (косолапый); Лягушка (квакушка); Мышка(норушка).

Следующее задание: Угадать сказку по предметам

1-Миска, кровать-«Три медведя»

2-Петух, избушка-« Заюшкина избушка»

4-избушка на курьих ножках, печка, река- «Гуси-лебеди»

5-дом,лягушка, волк-«Теремок»

6-рыба, прорубь, тесто-«Лисичка-сестричка и серый волк»

7-печь,щука, вёдра-«По щучьему велению».

 

 

«Сказка в семейном кругу»

                                    Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст тёплую, задушевную атмосферу в доме. Ребёнок легче и быстрее привыкнет к литературе, если семья проникнута этим пристрастием: если родители покупают новые книги, берегут их, ведут разговор о прочитанном , устраивают семейные литературные вечера. Чтение  должно царить в семье, и ребёнок, «надышавшись» этой атмосферой, без особого труда разовьёт образное мышление, свои творческие способности. Вместе с чтением родителям  необходимо вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании. И полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические. Разнообразие моделей и схем поможет детям легче переходить от конкретики к абстрагированию. Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. И это будет не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребёнка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. Снимутся многие проблемы, если ребёнок поймёт, что взрослые разделяют его интересы, почувствует свою нужность, сопричастность с жизнью своей семьи.

     Хорошо бы время от времени повторять прочитанную сказку или отдельные её части перед сном, чтобы она стала для ребёнка не только знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-нибудь её рассказать.

     Завершающим этапом работы над сказкой может стать чтение её в лицах. Каким бы маленьким не был ребёнок, ему должна быть отведена важнейшая роль в этом действии. После чтения сказки предложите ребёнку разыграть её. Подберите из игрушек сказочных  героев или сделайте их вместе с ребёнком: нарисуйте на картоне, затем вырежьте или слепите из пластилина. Можно так же условно назвать куклами предметы, подходящие на эту роль. Стремитесь, чтобы ребёнок не только помогал вам, но и предлагал свои варианты, придумал свои атрибуты. Далее  начинайте игру-спектакль.

     Репетировать отдельные сцены не нужно, потому что это больше игра, чем спектакль. Первый вариант можно проиграть по сказке, желательно поточнее,  после распределения вами ролей. Если вам не хватает «актёров», пригласите членов семьи или друзей ребёнка. В качестве второго варианта предложите ребёнку сыграть свой спектакль. Сначала начинайте действовать так, как в книге. Пусть ребёнок придумает сам разные сюжетные повороты, а вы незаметно направляйте развитие придуманного сюжета, на не замечаниями и предложениями, а с помощью других персонажей. В таких играх может проявляться то, что в данное время мучает ребёнка, но что он может не осознавать или сознательно умалчивать. Будьте особенно осторожны, внимательны и готовы к любому экспромту. Но стремитесь  к главному- чтобы ребёнок сам, не замечая вашей помощи, но ощущая вашу поддержку, находил  нужное решение в ситуациях морального выбора: помогал добром героям победить и жалел злых неудачников. Таким образом, можно проигрывать два варианта- текстовый и творческий- всех тех сказок, которые вы читали ребёнку.

     Творческих вам находок, дорогие родители, и помните, что

игра имеет важное  значение в процессе нравственного и эмоционального развития вашего ребёнка.

 

       

 

    

 

 
 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»