Возрастные особенности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Памятка для родителей
Что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?
К трем годам ребенок может:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
- различать и называть предметы ближайшего окружения;
- знать имена членов своей семьи и персонала группы;
- узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
- различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);
- различать некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида);
- иметь элементарные представления о природных сезонных явлениях.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов);
- повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;
- ответить на понятный вопрос взрослого;
- поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);
- сопровождать речью игровые и бытовые действия;
- слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
- вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книгах.
- читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла «Игрушки» и др.).
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
- может образовать группу из однородных предметов;
- различать «много» предметов и «один».
- различать большие и маленькие предметы, называть их размер;
- узнавать шар и куб.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
- знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
- pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
- раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;
- лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- различать основные формы деталей строительного материала;
- с помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм;
- рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
- вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
- выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
- различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Вернуться на главную страницу