Личная страничка Растегаевой Татьяны Васильевны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №88

 

Личная страничка Растегаевой Татьяны Васильевны

 ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ 

«Развитие мелкой моторики - один из основных двигателей развития речи»

       У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём же причина? Проведённые исследования показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать.

       Движения пальцев рук в ходе развития человечества тесно связаны с речевой функцией. Поэтому не удивительно, что к рукам у человечества всегда было особое отношение, даже отчасти мистическое. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть "мелкой пальчиковой моторики". Для современных нейрофизиологов и психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинаются формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей-двигательной и ручной.

       Первый этап развития мышления называется наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление называют "ручным" - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному. Когда будет манипулировать уже не самими предметами, а их образами: «печенье круглое, как колесо». Третий этап – это словесно-логическое или абстрактное  мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление опережает понятиями, суждениями, умозаключениями. Оно обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: начало развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

· органов движения;

· органов познания;

· аккумуляторов энергии.

       Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предмет? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:

· лёгкое прикосновение (холодно, горячо);

· постукивание (познание материала);

· хватание, взятие в руки (особенности поверхности: шероховатость, гладкость);

· надавливание (определение характера звука);

· ощупывание (определение формы).

       Для определения степени взаимосвязи уровней развития речи и мелкой моторики детей можно провести такой опыт: попросить ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («сделай вот так!» — и показать, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

       Эксперименты, проведённые учёными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

       Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми от 2 до 6-7 месяцев. в этот период полезно делать массаж – поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и каждого пальчика, его каждой фаланги. С 7 месячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. С 12 месяцев хорошая тренировка обеспечивается народными играми с пальчиками  «Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчики – кулачки».

 

       «Сорока – белобока»
Сорока – белобока кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала на тарелочке,
Этому – на блюдечке,
Этому – в чашечке,
Этому – в мисочке.
А этому каши не дала! -
Ты воду не носил, дров не рубил,
Кашу не варил – тебе нет ничего!

 

       «Этот пальчик хочет спать»
Раз, два, три, четыре, пять –
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!Встали пальчики – ура!
Заниматься нам пора!

 

       «Мальчик-пальчик, где ты был?»
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

        

       «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки!
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

 

       «Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные, все такие нужные!
На другой руке опять
Будем пальчики считать.
раз, два, три, четыре, пять –
Пальчики быстрые,
хоть не очень чистые!

 

       «1,2,3,4,5»
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.

 

       «Лошадки»
Вот помощники мои,
Их как хочешь назови!
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок, чок, чок! чок, чок, чок!
Скачет резвый табунок.

 

       «Семья»
— Кто приехал? – мы, мы, мы!
— Папа, папа, это ты?
— Да, да, да!
— Мама, мама, это ты?
— Да, да, да!
— Братик, братик, это ты?
— Да, да, да!
— Ах, сестрёнка, это ты?
— Да, да, да!
В сборе вся моя семья!

 

       «Кошки – мышки»
Эта ручка — мышка,
Эта ручка – кошка.
В кошки – мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт,
Мышка корочку грызёт.
Кошка это слышит
И крадётся к мыши.
Мышка, цапнув корку,
Убегает в норку.
КошКа всё сидит и ждёт:
— Что же мышка не идёт?

 

       «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать.

 

С 4-летнего возраста можно давать задания после предварительного показа.

1. Закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки;
— кончика носа; — левого уха и т.д.
Если ребёнок допускает неточности – это говорит о незрелости его координационных механизмов.
2. Уложи монеты в коробку (20 монет или пуговиц диаметром 2 см уложить как можно быстрее по одной на дно коробки);
3. Копирование группы точек (по показу);
4. Вырезывание круга по средней толстой линии – одной из трёх;
5. Скатай шарик из тонкой бумаги (5 х 5);
6. Смотай клубок из ниток длинной 2 м и катушки за 15 – 20 секунд;
7. Собери спички (палочки) в 2 коробка (на столе 2 пустых коробка и по 10 спичек около каждого). Ребёнок должен быстро уложить их двумя руками одновременно за 20 секунд.

 

       Пальчиковые игры

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
От того и растолстел!

 

       «Заяц и охотник»
1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет!
— Пиф! паф! – не попал!-
Серый зайка ускакал.

 

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – самый главный,
Самый толстый и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинец, хоть и мал –
Очень ловок и удал!

 

1,2,3,4 – Кто живёт у нас в квартире?
1,2,3,4,5 – всех могу пересчитать!
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два мышонка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!

 

Четыре братца шли навстречу старшому,
— Здравствуй, большак! – говорят.
— Здравствуй, Васька – указка,
Мишка – серёдка,
Гришка – сиротка,
Да крошка Тимошка!

 

Две сороконожки
Бежали по дорожке
(скрестив руки и шевеля пальчиками)
Так бежали, так бежали

И друг друга увидали!
(двигаясь пальцами по рукам к плечам и шее)
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

 

В 5 – 6 лет дети свободно справляются с настольными играми типа: мозаики, шнуровки, пазлы, собери бусы.

Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – что в дальнейшем обеспечит приобретение навыков письма.

Занятия по тренировке мелкой пальцевой моторики способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.

Нормой считается, если в 2 года ребёнку доступно копирование вертикальной линии определенной длинны.

в 2,5 года – горизонтальной линии,
в 3 года – копирование круга,
в 4 года – копирование пересекающихся линий с соблюдением размеров и соотношения штриховки,
в 5 лет – копирование квадрата,
в 5,5 лет – копирование треугольника,
в 6 лет – копирование простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.

 

Пальчиковые игры очень разнообразны.

Их можно разделить на 4вида:

первый – это работа с пальчиками,
второй - это работа со счётными палочками, спичками, крупами (рис, горох, пшено …);

третий – работа с разрезными картинками,
четвёртый – работа с карандашом (штриховки, раскраски).

Для развития интереса к данным играм необходимо фигуры из соединения пальцев сопровождать стихами типа: «Бабушка очки надела и внучонка разглядела»; «Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок, нектар собирает»; «Четыре палочки сложил и квадратик получил», «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длинны» и т.д.

Помимо предложенных пальчиковых игр на занятиях и вне их для развития мелкой моторики рук необходимо предлагать детям следующие упражнения:

сгибание и разгибание бумаги, выравнивание по линии;

пользование карандашом, строгалкой, ластиком;

лепка из пластилина;

составление картинки из её частей;

составление узоров по образцу;

составление узоров из мозаики, пазлов, бросового и строительного материала;

штриховки, раскраски, обводки шаблонов, трафаретов.

игры:

 «Застегни – расстегни»;

 «Заверни – разверни»;

 «Зашнуруй – расшнуруй»;

 «Узнай на ощупь»; «Волшебный мешочек»;

 «Собери в коробку по порядку»; 

 «Сложи по величине»;

 «Заштрихуй»;

 «Дорисуй».

Литература:

1. ж. «Ребёнок в детском саду»;
2. ж. «Дошкольное воспитание» - № 3,6, 2005 г.
3. Кн. И. Лопухиной «Речь. Ритм. Движение».
4. Кн. Т.В.Дедюхиной «Логопедический массаж».
5. ж. «Логопед» 2007 г.

 

 

 

 

«Развитие мелкой моторики — один из основных двигателей развития речи» и

наглядная информация «Волшебные пальчики».

 

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка


       Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
       Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенКа. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
       Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
       Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
       Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.



дети в возрасте до 2-х лет:
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье   рук за спину.
 например, упражнение "Зайчик"
 Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
 Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
- начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
- упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти.
- постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
- сначала все упражнения выполняются медленно. если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
- работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

 дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
например, упражнение "Капустка"
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.

• простые фигуры из пальчиков одной руки.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"
У козы торчат рога,
Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
"Замок"
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)

"Домик"
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.

"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)

 дети 3 – 4 лет.

• игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.
"Кошка"
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура по этому же принципу.

"Мышка"
Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!".
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
- освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ
Кот Васька увидел на дереве гнездо. в гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

• сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
"Пальчики"
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

 дети с 4 до 5 лет:

• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

"Краб"
Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.
(ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.)

• четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
"Зайчик и кочан капусты"
Встал зайчишКа рано, вышел на поляну.
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
("идем" пальцами по столу. показываем кулак другой рукой)
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.
("заяц" грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…сладко потянулся,
(с усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался – долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу)

 дети 5 - 7 лет
• рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
• составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
• совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства, например, тема "Грибы".

Этот пальчик
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.
(загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца)

"За грибами"
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.

Игра
Выложить горохом по нарисованному контуру.

"Корзинка"
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
(ладони на себя, пальцы переплести, лоКти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры)

Грибы на поляне
Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.
груздь (выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу)

"Чудесный мешочек"
найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Дорисуй узор

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.
Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.
Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и аКтивизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения;
• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Театр с пальчиковыми куклами (шаблоны):
vk.com/wall-52840716_2480
Пальчиковые игрушки своими руками:
vk.com/wall-52840716_3260
Пальчиковые маски. Распечатай, вырежи, склей:
vk.com/wall-52840716_3209

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
• выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются.
• выкладываются фигуры по заданному образцу.
перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания:
• сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
• если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
• сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
• сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.
• самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
• выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.
• смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

"Забавные картинки"
По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

"Застегни пуговку"
На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.

"Разноцветные прищепки"
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и т.д,).

"Трафареты"
Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.

       Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикулляции, делая речь ребенКа более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 

Как разговорить молчуна?



       Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!
       Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными - уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.
       Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
       И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит тольКо от желания и настроя родителей.

 Что делать?
       Общее правило - разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. во-первых, младенцы обожают наблюдать за человечесКим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение - поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.
       Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

 Развиваем дыхание
       Для произнесения некоторых звуков («с», «з», «ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.
- на прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.
- играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
- подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
- нарвите несколько клочков белой бумаги (малыш может сделать это и сам, ведь книжки рвать ему, увы, не дают), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. снег пошел!
- научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

 Пальчиковые игры-потешки
       Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.
       Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать. Поначалу взрослый показывает игрушки и рассказывает о них, а затем побуждает ребенка самого придумывать продолжение, проговаривая эту историю.

 Звукоподражание
       Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (Ку-Ку, му, бе-е) и шаг к тому, чтобы простое му-му превратилось в вожделенное «мама».
       Как играть? вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).
       вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «Ко-Ко-Ко» - это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.
       Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

 Игры на развитие словарного запаса
- Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – путь в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.
- Кто какой? Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.
- Кто чья мама? Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок - цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны - как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» С. Маршака или «Что ни страница - то слон, то львица» В. Маяковского, будут, как всегда, кстати.
- А наоборот? Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор антонимов: длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п.

 

Как помочь ребенку заговорить?


       Этот вопрос волнует мам и пап тех детишек, чье речевое развитие нарушено и к 2-3 годам ребенок практически не говорит.
Приведенные нами артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей. Занимаясь с ребенком и дома, вы поможете своему малышу быстрее освоить речь, свободно заговорить. Тогда малыш сможет заявить о своем я всем сверстникам вокруг!

артикуляционное упражнение с игрушечным Котенком
- показать как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
- киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша ладонь);
- показать как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
- показать как котенок зевает: а-а (широко открыли рот);
- показать, как котенок заметил мышку и удивился: о-о (губки округлили);
- котенок стал пугать мышку: д-д (по подражанию);
- а теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки)

артикуляционное упражнение с игрушечным ёжиком
- показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу : ф-ф);
- а теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);
- покажи, как ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
- а теперь ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
- покажи, что ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);
- а теперь ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот)

"окошко"
-широко открыть рот - "жарко"
-закрыть рот - "холодно"

"чистим зубки"
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"месим тесто"
- улыбнуться
- пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"чашечка"
- улыбнуться
- широКо открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

"дудочка"
-с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"орешки"
- рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 
Детская истерика

 

       Детская истерика возникает и развивается по законам эмоций, и при внимательном рассмотрении можно увидеть её определенные периоды, во время которых действуют свои правила.
Фазы истерики
1. Начальная фаза. Здесь ребенок демонстрирует свое намерение, как правило, нытьем или требованием. Получив запрет или ограничение в этой фазе, ребенок может согласиться, отвлечься на что-то другое. Но если переключение не произошло, следует непосредственно истерика.
2. Кульминация. Фаза крика, плача и физической активности. Эмоции интенсивны. Ребенок агрессивен. Усиливает требование всевозможными средствами: может драться, ругаться, звать на помощь и портить вещи. Плачет безутешно. Никого не слышит.
3. Завершение. Здесь ребенок немого успокаивается, возможно, появляются слезы. Он уже слышит взрослого и способен принимать поддержку и помощь, искать выход из неприятной ситуации. Скорее всего, он устал от сильных эмоций, выглядит жалко, и, возможно, сам не знает, как завершить конфликт.

       Знания о фазах истерики помогают родителям правильно выбрать тактику своего поведения и воспитательного воздействия.
1. Начальная фаза.
Ребенок заявляет своё желание. Начинает просить или требовать.
Пока интенсивность эмоций ещё не велика, есть возможность для переговоров или переключения внимания.
Так, к примеру, подходя к отделу, где ребенок просит игрушку, которую вы не планируете покупать.
Что делать?
• приостановите движение,

• создаёте контакт «глаза в глаза», для чего можно опуститься на уровень ребенка, взять его за руку,
• создаёте договоренность с ребенком.

Разговор может быть, к примеру, о том, что сегодня в ваши планы не входила покупка игрушек, вы идете покупать продукты: «Мы идем в магазин только за продуктами. Ничего другого мы покупать не будем. Ты сможешь пройти мимо игрушек спокойно? или тебе лучше посидеть с папой в машине?»

• если вы видите, что ребенок услышал вас и борется с собой, совершает усилие, реализуя вашу просьбу, обязательно подбодрите его.
К примеру, по мере продвижения мимо «злополучного отдела» можно поддержать ребенка: "Ты молодец, хорошо держишься», «Хорошо, что ты по-взрослому себя ведешь!», «Я благодарна тебе, за то, что ты не скандалишь!» и так далее.
• можно переключать его внимание на возможные другие интересные для ребенка объекты: «Смотри, какой забавный малыш едет в коляске!» или «Ой! А это что такое?».
       Итак, на начальной фазе ещё возможно переключение внимания и изменение состояния ребёнка, когда взрослый, срочно предвосхищая протестное поведение, находит доминанту, иной интерес для ребенка, не давая ему войти в состояние сильного эмоционального возбуждения, изменяя его настрой, контролируя ситуацию, проводя тем самым профилактику истерики.

Но есть вероятность, что сила намерения у ребенка будет настолько высока, и он развернет истерику.

Если вам не удалось мирно решить вопрос на начальной фазе, наступает
2. Кульминация.
Ребенок кричит и плачет. Физическая активность высока. Он агрессивен: дерется, ругается. «не слышит» других.
Эффективность действий взрослого в этот период невелика. Мало того, обычно помощь другого по успокоению ребенка в этот период может быть бесполезной и восприниматься агрессивно.
По понятным причинам на той фазе у родителей часто «сдают нервы» и ребенку дают всё то, о чем тот скандалит, «лишь бы успокоился», тем самым закрепляя его поведение, создавая опыт, согласно которому истерика становится эффективной.
Несмотря на сильные и безутешные эмоции ребёнка, целесообразны следующие действия.
• максимально контролировать своё состояние. Оно должно быть спокойным, рациональным и адекватным.
• несколько дистанцироваться от ребенка, к примеру, оставить его в комнате пока состояние не изменится, о чём можно объявить ребёнку: «успокоишься – выходи!».
• устранить «публиук» - зрителей, пассивных и активных участников истерики. Или же удалиться самим, например, увести (унести) ребенка от публики, в любое подходящее для уединения место (другое помещение, туалет, машина).
• крепко обнять, посадив на колени, тумбу, стол, минимизировать истеричные взмахи руками и ногами, успокаивая ребенка при помощи своего тела и состояния.
• можно выразить своё понимание, признав правомерность его переживаний. К примеру: «я понимаю, что тебе не приятно признать свои ошибки…», или «я вижу, что бы злишься на папу…», или «ты расстроился, из-за того что мы ограничили время игры на компьютере…», «ты обиделся, когда мы тебя наказали…», или « я понимаю, почему ты злишься…». Но! с этим советом осторожнее! создавая атмосферу понимания, правильно отражая и называя эмоции ребёнка «откат назад» и отказ от требований недопустим!
• возможно разумное участие, при котором ребенку будет понятно, как можно успокоиться: дать платок, чтобы он вытер слезы, можно умыть, или отвести в ванну, дать попить. причем эти действия уместны, если ребенок принимает помощь и успокаивается, а на пике дерзкой агрессии по отношению к взрослому.
• родителям важно исключить эмоциональное (как позитивное, так и негативное) подключение к ребенку в этот момент. Не нужно, к примеру, чрезмерно страдать, или театрально журить. Это создаст дополнительные обстоятельства, нагружающие педагогический момент «бонусами». Бывает, что при чрезмерных драматизациях и ярких эмоциях взрослых, ребенку захочется еще раз посмотреть на действо. И он обязательно вспомнит, при каких обстоятельствах запустилось и протекало подобное шоу.
       Итак, если истерики избежать не удалось, лучше оставить ребенка без активного внимания, выигрыша: первичной (что требовал) или вторичной (любая приятная компенсация) выгоды, показывая свое сдержанно - негативное отношение к происходящему.

3. Завершение истерики.
После продолжительной или непродолжительной истерики ребенок успокаивается. Эмоции истощаются, слышны всхлипы. Он устал, выглядит жалко, и, возможно, сам не знает, как выйти из непростой ситуации.
Он уже способен слышать взрослого, принимать поддержку и помощь по выходу из затруднительного положения.
• в этот момент ему можно предложить включиться в общее дело: «успокаивайся и иди к нам чай пить».
• можно помочь ребенку успокоиться: умыть, вытереть слезы, дать попить. Но! Если ребенок не принимает вашу помощь, даёт дерзкую и агрессивную реакцию – отстраняйтесь. Не позволяете ему неуважительно к себе относиться. Это может войти в привычку!
• предложите ребенку поддержку, подсказывая фразы – решения, извинения; научите ребенка просить прощения, если он кого-то обидел.
• если ребёнок достаточно развит, уместно прочитать мораль,обсудить правила, обсудить, почему вышел такой скандал.
• на этом этапе можно призвать ребенка к некоторым затратным действиям, имеющим отношение к конфликту, к примеру, попросить его навести порядок в детской, где им же разбросаны игрушки, или попросить помыться, если он испачкался.
• можно попросить ребенка дать обещания о том, что подобное не повторится, либо побудить его совершить добрый поступок для другого человека, участника конфликта. К примеру, нарисовать рисунок бабушке, которую он назвал плохим словом, либо подарить конфеты девочке, которую обидел.
• обсуждать поведение ребёнка целесообразно тогда, когда он успокоится и будет способен воспринимать объяснения. Для этого он должен быть достаточно развит для понимания слов взрослого, а его эмоциональное состояние – быть достаточно спокойным. Поэтому лучше выждать время, и только после этого начинать разговор о поведении, если он необходим. Тем самым взрослый создаёт привычку решать вопросы только в спокойном состоянии.
• важно гибко и тонко реагировать на изменения состояния ребенка. К примеру, поддержать его, когда вдруг, возможно даже случайно, возникнет желаемое адекватное поведение. Не нужно подолгу сторониться и «наказывая» своей холодностью. Лучше дать возможность как можно быстрее завершить этот неприятный эпизод. 

       Иногда родителю требуется набраться терпения и спокойствия, для того, чтобы сохранить своё нейтральное состояние и, не заражаясь эмоциями ребёнка, реализовать вышеперечисленные рекомендации. Но! Нет ничего невозможного для любящих и заинтересованных родителей!

 

Ребёнок в истерике. Как вести себя родителям?


       На случай непредвиденной истерики полезно заранее составить "план действий" родителей во время истерики. Ведь когда она случится, спорить будет некогда и тактически неправильно. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.

  • с ребенком случилась истерика? прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Да, она случилась. Но не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.

  • по возможности (если вы не находитесь на пешеходном переходе, паспортном контроле или на приеме у президента) оставьте ребенка в покое. Да, возможно, вы опоздаете туда, куда должны были успеть, но другого способа, кроме как переждать, у вас нет. Ребенок в этот момент не слышит аргументов, на любые физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать только ухудшением.

  • разговаривать с ребенком в этот момент бесполезно. Лучше попробуйте оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок находился в так называемой красной зоне, то есть был голодный, уставший, перевозбужденный, постарайтесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп, ритм или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, то есть в «зеленой зоне», а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость.

  • итак, вы пришли к выводу, что ваши требования вполне соответствуют возрасту и способностям ребенка, а его истерика – лишь способ отстоять свое право быть маленьким. Дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию. Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все возможные причины такого настроения, скажите, что он расстроился из-за того-то и того-то (например, «ты устал», «тебе обидно, что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась», «ты расстроен из-за того, что мы ушли, не досмотрев мультфильм»).

  • ни в коем случае не отменяйте своего требования! Тихо и ласково, но твердо и настойчиво повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите подобную реакцию: стоит только поскандалить – и мама уступит.

  • не стесняйтесь говорить ребенку о своих желаниях, например: «подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин», «я не хочу быть волком, я уже была волком, давай теперь поменяемся ролями». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «бабушка устала», «ты обидел няню». К сожалению, умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это умение от рождения не дается.

  • допустим, истерика застала вас в общественном месте. Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться (и не без основания), что все окружающие, особенно незнакомые люди, осуждают вас. В нашем обществе есть стереотип, что ребенок плакать не должен. Но это всего лишь стереотип. Извинитесь перед окружающими людьми за беспокойство: «простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся.

    Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «мне всегда очень стыдно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».

Мифы о детских истериках

«Плач травмирует психику ребенка». Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы споКойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли. Да, ему неприятно. Но ведь зубы тоже больно прорезываются.

«Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным». Волевой человей – не тот, йоторый делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Ведь не всегда и не со всеми ему будет удаваться справиться посредством истерики. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а это значит, что его обучаемость будет низкой.

«Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других». К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.

Требования к малышу должны соответствовать его возрасту. К 3 годам ребенок:
- понимает «нет» и «нельзя» в большинстве случаев,
- слушается родителеи, то есть делает то, что они просят, когда не устал и не перевозбужден,
- самостоятельно раздевается и с помощью взрослого одевается,
- собирает и складывает игрушки в соответствующее место,
- убирает за собой посуду после еды,
- чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается,
- убирает свои вещи (на нижнюю полку).

в 4 года
- понимает, что нельзя обижать взрослых, и способен извиниться,
- умеет делиться с друзьями игрушками,
- знает правила вежливости (умеет здороваться и прощаться),
- понимает несложные правила игры и готов их принять,
- принимает временные ограничения («можно посмотреть 1 мультик», «послушать только 2 песни», но не «15 минут» и не «полчаса»),
- бережно обращается с младшими,
- самостоятельно засыпает,
- помогает сервировать стол (с помощью взрослого),
- по расписанию кормит домашних животных,
- помогает расстилать и убирать постель,
- помогает мыть посуду или загружать посудомоечную машину (в присутствии взрослого),
- протирает пыль с мебели,
- может самостоятельно играть без контроля и внимания со стороны взрослых,
- развешивает носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке;

в 5 лет
- понимает, что обидеть можно не только грубым словом, но и косвенно, например, невниманием, дерзостью,
- понимает, что мама и папа устают,
- способен облегчить работу взрослому, ухаживать за младшими детьми,
- может сам приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой,
- самостоятельно наливает себе напитки,
- расстилает и убирает постель, убирает свою комнату,
- самостоятельно одевается и прибирает одежду,
- чистит низко висящие зеркала,
- сортирует белье для стирки: складывает отдельно белое белье и цветное,
- складывает чистое белье и убирает его,
- отвечает на телефонные звонки,
- помогает выносить мусор,
- кормит своего домашнего питомца и убирает за ним,
- умеет начинать и заканчивать дело,
- способен преодолевать трудности,
- умеет выражать эмоции словами;

в 6 лет
- самостоятельно подбирает себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю,
- пылесосит,
- поливает цветы и растения,
- чистит овощи,
- готовит простую в приготовлении пищу (вареные яйца, тосты и т. д.),
- собирает свой школьный завтрак,
- помогает развешивать белье на бельевую веревку,
- вешает свою одежду в платяной шкаф,
- собирает граблями листья и пропалывает грядки,
- выгуливает собаку (если есть),
- завязывает шнурки,
- помогает папе чистить салон автомобиля,
- сервирует стол,
- понимает абстрактные временные интервалы («пойдем домой через 15 минут», «нужно закончить игру через 5 минут»),
- готов к регулярным занятиям.

Всеми этими умениями ребенок овладевает постепенно, с вашей помощью.

 

Кризис трёх лет. Коррекционные игры.


       Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности. Этот этап болезненно переживает не только он сам, но и родители, которые теряются в догадках, чем помочь своему чаду в этой ситуации. И хотя капризы трехлеток часто выводят родителей из себя, этот период обязательно должен быть в жизни вашего ребенка, ведь именно в трехлетнем возрасте в ребенке возникает стремление к самостоятельности и проявлению силы воли. Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречайте этот возраст с радостью: малыш становится самостоятельным.

На этапе кризиса трех лет важно поймать золотую серединку между вседозволенностью и тотальным запрещением всего.
Помочь справиться с кризисом трех лет и направить воспитание малыша в нужное русло помогут сюжетные игры.

1) игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети – покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз. Если ваш ребенок часто устраивает истерики в супермаркетах, отправьте к нему в магазин куклу-маму и куклу-дочку. Пусть дочка устроит скандал, успокаивайте бунтующую куклу вместе с малышом.

2) придумайте малышу «очень важное дело» – готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

3) посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна – что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

4) вместе с ребенком делайте различные игрушки и поделки своими руками. Этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.

5) сочиняйте с ребенком сказки. В возрасте трех лет малыши любят фантазировать. Пусть в сказках будут воспитательные моменты. Узнавайте вместе друг друга.

       Постарайтесь уделить максимум внимания трехлетнему малышу, но не будьте навязчивы. Избыток внимания превратит малыша в деспота, даже может вызвать различные фобии и неврозы. Недостаток может породить различные болезненные фантазии. Ребенок заведет себе воображаемого Карлсона, который заменит ему друга, даже может решить, что его совсем не любят.

        Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, игры и, конечно же, чувство юмора.

 

Чем это грозит родителям
     Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот человек —вы. Всякая власть развращает. К тому же вы закладываете первый камень той стены, которая теперь имеет все шансы вырасти между вами. Ведь нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми.
Чем это плохо для ребенка
     Он обучается новой для себя модели отношений, основанных на шантаже. Эта модель может ему понравиться, как нравится наркотик, потому что дает почти мгновенный результат, а значит — возможность быстрого и легкого самоутверждения. Постепенно навыки неигрового, открытого общения вытесняются привычкой манипулировать. Пропасть между маленьким человеком и миром растет. В этой игре нет победителей.
Как это начинается
     В основе развивающейся психики лежит потребность провоцировать реакцию среды. Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что–то не так. В конце концов воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего–то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему.
Что нужно, а Чего не стоит делать ни под каким видом
     Прежде всего, не запускать этот процесс. Чем раньше вы начнете действовать, тем лучше. К сожалению, многим родителям мешает быть твердыми чувство вины перед ребенком. Избавиться от него можно, составив свою собственную «декларацию прав и обязанностей».
     Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите свои права, справа — обязанности. Постарайтесь быть как можно более конкретными. Признайте за собой обязательства «по обеспечению жизненно важных потребностей и прав личности» маленького человека. Не забудьте при этом свои права, включающие непременное право на свою собственную, автономную от семьи жизнь. Напомните себе, что вы — хороший родитель, потому что ваш ребенок сыт, одет, ухожен, любим и…
Начинайте отстаивать свои права
     Уже на самых ранних стадиях общения (до года) постарайтесь найти золотую середину в общении с ребенком. Никаких жертв. Не стоит класть свою личность на алтарь материнства, иначе в дальнейшем вы непременно потребуете от ребенка компенсации за то, что «все делали только ради него», хотя сам малыш в этом ну никак не виноват!
     Часто истерики связаны с попытками малыша заполучить кого–либо из родителей в безраздельное владение. Некоторым это даже льстит — почему бы не увидеть в этом проявление любви? Не стоит покупаться на такие вещи.
     Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится.
     Бесполезно читать лекцию, пускаться в длинные объяснения, пытаясь апеллировать к его сознанию и совести. В такие моменты даже взрослому не всегда удается действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку почему, собственно, вы не будете выполнять его требование (скажем, сидеть рядом целый день, забросив все дела). Но прекратите любой разговор, как только он начнет топать, кричать и т.д. Просто перестаньте его замечать и выйдите из комнаты. Не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестоко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Если вы сумеете остаться непреклонны, потребуется повторить процедуру не более трех раз. Когда ребенок затихнет, дождитесь, пока он сам вступит с вами в контакт. В особо запущенных случаях некоторые дети воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и дуться долго не нужно. Постарайтесь сохранять вид непринужденный, но ни в коем случае не «пуленепробиваемый».
     Общайтесь с ребенком на равных. Постарайтесь избавиться от ролевого общения. Забудьте об имидже Матери, Воспитателя, Большого Умного Взрослого. Не сюсюкайте. Попробуйте говорить с ним как с другом. Так легче всего уважать и себя, и своего собеседника. Последите за собой и избавьтесь от манеры говорить о себе в третьем лице: «Мама все видит! Мама сердится».
     Необходимо выработать у ребенка уважение к частному пространству. Если у него есть своя территория, где он чувствует себя защищенным и неприкосновенным, где ему не мешают, то он лучше поймет и примет ваше право «на автономию». Почаще демонстрируйте уважение к пространству малыша. Например, стучитесь, когда входите в его комнату. 
     Предоставляйте ему возможность выбора - хотя бы в мелочах ( какую еду есть, какую одежду носить и т.д.) Но самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие!  

 

Ребёнок плохо себя ведёт: что делать?

     Почему дети начинают себя отвратительно вести в самый неподходящий момент? Для усмирения чад в ход идет весь доступный воспитательный арсенал начиная с увещеваний и заканчивая подзатыльниками. Почему же дети становятся такими несносными? 
     Психологи объясняют, что происходит с ребенком, который стал себя плохо вести.
     1. Между прочим, есть научное объяснение, почему дети время от времени «выходят из берегов» – это нормальные этапы развития
«На самом деле между тем количеством внимания и времени, которое хотят и могут выделять ребенку родители и тем, сколько этого внимания и времени нужно ребенку, есть большая разница. С точки зрения ребенка, ему должно принадлежать все ваше время и внимание – потому что малыш таким образом развивается, – говорит Эмили Эммотт, биолог-антрополог Университетского колледжа Лондона, – А родителям, естественно, силы нужны еще и на себя, и на друзей. Дети же просто еще не умеют «правильно» дать понять, что им не хватает внимания. Вот и получается – ребенок думает, что лучший способ завладеть вниманием родителей – это устроить истерику, хорошенько покричать. Кроме того, дети отнюдь не с рождения обладают способностью понимать, чего хочет другой человек, им нужно этому научиться. А пока все, что они понимают – это то, что им чего-то хочется, а им этого не дают».
     2. Четкий режим сна – ключ к хорошему поведению
Проведенное в 2013 году исследование, в котором приняли участие больше 10000 детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, показало, что есть объективная и статистически достоверная связь между неупорядоченным режимом сна и проблемным поведением ребенка днем.
Профессор Ивонн Келли из отделения эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона рассказала: «Отсутствие фиксированного режима дня заставляет тело и разум ребенка переживать нечто похожее на смену часовых поясов, что сказывается на здоровом развитии и поведении ребенка. Нарушения сна, особенно возникающие в ключевом для развития ребенка возрасте, могут привести к серьезным последствиям для здоровья, которые будут сказываться всю последующую жизнь».
Исследование подтвердило четкую связь между сном и поведением ребенка. Оно показало также, что негативные изменения в поведении ребенка обратимы – как только нормальный режим дня установлен, поведение начинает меняться в лучшую сторону.
По мере того, как ребенок растет, нормально не высыпаясь, его поведение ухудшается, что проявляется в его гиперактивности, сложностях в отношениях со сверстниками и проблемах эмоционального характера. Однако у детей, которые переходят на регулярный распорядок дня, прослеживается улучшение в поведении».
     3. Для понимания ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», поощрение эффективнее, чем наказание
Как часто родители говорят своим уже подросшим детям: «Да мы тебя наказывали для твоего же блага!», «Да, ругали, но тебе же добра хотели!»… Но так ли это на самом деле?
Рэйчел Келем, профессор кафедры детской и семейной психологии Массачусетского университета, говорит: «Паттерны хорошего поведения гораздо лучше закрепляются, если больше внимания уделять тем моментам, когда ребенок ведет себя хорошо, чем если заострять внимание на тех эпизодах, когда ребенок делает что-то не так».
«Часто родители сосредоточивают все свое внимание на том, что им кажется в поведении ребенка неправильным. Но на самом деле, если родители будут акцентировать свое и ребенка внимание на тех моментах, когда он ведет себя хорошо, ребенок будет стараться вести себя так, чтобы вызвать одобрение родителей. Хвалите ребенка за хорошее поведение, поощряйте его и тем самым вы воодушевите его продолжать вести себя в том же духе.
Часто получается так, что ребенок получает гораздо больше родительского внимания – пусть и со знаком «минус» – когда ведет себя плохо. И тут уже дело за родителями – поймите это, и постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо, он будет стараться получить ваше внимание хорошим поведением».
     4. Чтобы закрепить паттерны хорошего поведения, ребенку нужно объяснить, чем же оно так хорошо
«Если ребенок убрал за собой игрушки, недостаточно сказать: «Хорошая девочка» или «Молодец», – говорит Келем, – нужно проговорить, почему вам нравится такое поведение ребенка. Лучше сказать: «Спасибо тебе за то, что убрал игрушки, – ты так мне помогаешь, когда наводишь порядок» или «Посмотри, как в комнате стало хорошо, когда ты все расставил по местам».
     5. Дети во всем «зеркалят» поведение родителей – и ваши гнев и злость тоже
Сердятся на детей абсолютно все родители без исключения. «Но учить тому, что хорошо, а что плохо, не значит кричать на ребенка», – говорит Дэвид Спеллман, детский психотерапевт из Ланкашира. «Я уверен, что мы очень часто недооцениваем, насколько сильное негативное воздействие на ребенка оказывает родительский злой или раздраженный голос. Да, это требует работы над собой и терпения, но родители должны быть одновременно и строгими, и добрыми.
Нужно четко говорить, что так, а что не так, но не кричать и не вопить. Если разговаривать с ребенком зло и гневно – он вас просто не «услышит», и все, что вы пытаетесь ему сказать в таком тоне, останется для него совершенно непонятным».
     6. Хвалите ребенка, если он сделал что-то ПОЧТИ правильно
Никто из взрослых-то неидеален, а уж дети в особенности. Их мозг и способность принимать решения еще только формируются (и будут формироваться до подросткового возраста, и даже после). Детям нужно много времени, чтобы научиться вести себя хорошо и «разучиться» – плохо. «Так что остается только набраться терпения, – говорит Спеллман, – Хвалите ребенка за то, что он сделал почти хорошо и за то, что он СТАРАЕТСЯ сделать что-то хорошо».
     7. Не бывает «рано» учить хорошему поведению
«Никогда не рано устанавливать четкие границы дозволенного и хвалит за хорошее поведение», – отмечает Келем, – Младенцы учатся хорошему так же успешно, как и годовалые дети. А уж трехлетнему вы можете совершенно открыто и спокойно сказать: «Если ты собираешься и дальше так безобразничать, придется тебе пойти и посидеть на стуле в другой комнате несколько минуток, пока не успокоишься». Сами понимаете – когда ваш ребенок станет выше вас ростом – гораздо труднее будет ему что-то внушить. Так что делайте все вовремя.
     8. Старайтесь не ввязываться в «войну интересов»: готовы уступить – уступайте сразу
Видите, что намечается истерика? У ребенка плохое настроение? Все ему не так и не этак? «Тут уж или твердо стойте на своем и не сдавайте позиций, – говорит Келем, – или дайте ребенку то, что он хочет, не давая истерике набрать силу. Все мы бывали в ситуации, когда ребенок ноет, и ноет, и ноет, выпрашивая что-то, и родитель в конце концов уступает. И так ребенок учится тому, что всего-то и надо погромче поорать и подольше поныть – и родитель сдастся. Поведение родителей должно быть совершенно четким: хотите уступить – уступите сразу же, не дожидаясь истерики и нытья. Решили стоять на своем – стойте, не меняйте своего поведения из-за того, что ребенок ваш кричит и ноет».
     9. У каждого ребенка свой темп развития, и его возраст не всегда хороший ориентир для оценки его поведения
«Хватить уже вести себя как младенец!», «В твоем возрасте так себя вести просто стыдно!» – еще одно избитое клише из родительского арсенала. Многие родители убеждены, что по мере того, как ребенок становится старше, он «забывает» «малышовые» особенности поведения.
Спеллман напоминает: «Все дети совершенно разные, и на развитие каждого так много всего влияет, что ждать «поведения, соответствующего возрасту» – не очень-то разумно».
«Календарный возраст ребенка не очень-то надежный критерий для оценки поведения. Дети очень, очень разные в смысле прохождения этапов развития. Родителям важно понять, каков «функциональный возраст» их ребенка, «возраст по развитию». И в какой-то области ребенок может быть очень даже развит, а в другой – малыш малышом. Особенно у подростков так бывает – только что разговаривал так, будто ему не 11, а все 21, и тут же может попросить посидеть с ним, пока он засыпает, и подоткнуть одеяло или куриный супчик сварить».
    10. Если вы используете таблицу оценки поведения ребенка – не поддавайтесь соблазну снять «золотую звездочку» за нарушение правил
Такие таблички на кухонной стене, призванные стимулировать ребенка делать то, что от них требуют родители, сейчас весьма популярны. Сделал правильно (например, сам застелил постель) – получил звездочку в таблице. Но, отмечает Келем, очень часто родители совершают большую ошибку, сначала давая эту самую звездочку, а потом убирая ее за какой-то проступок.
«Такие таблицы – это очень хороший способ договариваться с ребенком, они весьма эффективно работают. Смысл в том, что ребенок видит, у него есть наглядное отображение его хорошего поведения, и он знает, что за хорошие поступки будет поощрение. Но родители часто совершают серьезную ошибку, отбирая уже заслуженную звездочку. Очень важно понять: если ребенок что-то заслужил – он это заслужил, и пересмотру это не подлежит, что бы он ни натворил после».
    11. Отмените все эти «углы» и «ступеньки для непослушных»
Келем отмечает: «Вообще, «выдернуть» ребенка из ситуации, когда он плохо себя ведет, – стратегия очень эффективная. Только нужно делать это быстро, без крика и ругани. Я. честно сказать, не люблю все эти «иди в угол», потому что этим «в угол» вы клеите на ребенка ярлык «ты плохой». А хотите-то вы не ярлык наклеить, а чтобы ребенок перестал делать что-то плохое, так? Вот и не сообщайте ему «ты плохой ребенок», «ты отвратительный», ставя в угол.
Лучше сказать: «Что-то ты разошелся… Пойди-ка тихонечко посиди на стуле у себе в комнате – а как успокоишься, приходи ко мне».
    12. Вести дневник поведения – хороший способ понять, что провоцирует плохое поведение ребенка.
Если вы ищете способ контролировать изменения в поведении ребенка, дневник вам в этом может стать весьма полезен. Записывая, как ребенок вел себя в тот или иной день, капризничал, закатывал истерики или был в хорошем настроении, вы сможете отследить, что провоцирует плохое поведение вашего ребенка.
«Записывая, что ребенок делал до скандала или вспышки гнева и что было после, вы увидите эти цепочки событий и сможете понять, почему в такой-то день все вдруг пошло наперекосяк», – советует Келем.
    13. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь просить о ней
Вы чем-то встревожены в поведении ребенка? Что-то, на ваш взгляд, не так? Нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к терапевту. Это вовсе не значит, что вашему ребенку тут же выставят диагноз или выпишут какие-нибудь лекарства – но тот же терапевт может посоветовать, например, хорошего детского психолога.
     А вообще, помочь вам могут не только профессионалы. Друзья, родственники, другие родители могут дать дельный совет в сложной ситуации, связанной с воспитанием ребенка.
     «Быть родителем – по-настоящему трудно, без всякого преувеличения, и это абсолютно нормально, что иногда вам очень нелегко. И если вам есть с кем обсудить накопившиеся проблемы – не стесняйтесь. Конечно, всегда найдутся люди, которые безапелляционно заявят: «Вам поможет только то-то и то-то», – подчеркивает Спеллман, – Но попробуйте просто поговорить с другими родителями, особенно с теми, у которых дети того же возраста, что и ваш. Не нужно бояться говорить о возникающих проблемах, не нужно бояться общаться со специалистами, если возникают трудности – они, эти трудности, бывают у всех».

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»