Личная страничка Паршиной Натальи Васильевны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №88

 

Личная страничка Паршиной Натальи Васильевны

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

 

«Как организовать познавательную деятельность детей»

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

- становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

-  формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

- формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

-  развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;

-  развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- различение живого и неживого;

- бережное и уважительное отношение к живому;

- готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

- игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

- материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье:

1.  Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь? »

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

 

 

Знакомство с окружающим миром.

       Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь! Ребенок заметит, что муравей тащит веточку «задом наперед», что электричка «пищит», а паровоз «гудит» и т..д.  Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, подмечают и потом воспроизводят в играх интонацию голосов близких, манеру двигаться. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию и проникновению в мир.  Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность.

       Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач,стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине, а значит, бережное отношение к природе.

       Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

       Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

       Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России.

       Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

       Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном увиденном.

       Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголках природа).

       Окружающий мир и природа - это то, что окружает нашу жизнь, дарит нам красоту, тепло и возможность любить и ценить растительный и животный мир, живущий в тесном соседстве с человеком.

 

        Уважаемые родители!

      Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

       В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу? ». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

       Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

       Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

       В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

       Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!

 

        Уважаемые родители!

·         Воспитывайте в детях  скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным, смелым. Приучайте испытывать чувство стыда за плохой  поступок.

·         Уделяйте  больше внимание совместной деятельности с ребёнком.

·         Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность, инициативу в двигательной активности.

·         Развивайте наблюдательность и любознательность малыша, знакомя его с предметами, явлениями общественной жизни и природы.

·         Формируйте обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

·         Удовлетворяйте потребность ребенка в обсуждении с Вами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Будьте снисходительны к его высказываниям.

·         Прививайте любовь к родному дому, краю.

·         Знакомьте с профессиями близких ребенку людей, подчеркивая значимость их труда. Помогайте совершенствовать собственные трудовые навыки.

·         Продолжайте работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, улучшению звуковой культуры. Побуждайте ребенка к активному участию в беседе на заданную тему учите его составлять рассказы.

·         Воспитывайте исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.

·         Учите ребенка бережно относиться к окружающему миру.

·         Учите понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.

·         Воспитывайте устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводите ребенка к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, аппликации.

·         С помощью развлечений и праздников приобщайте ребенка к ценностям культуры, формируйте опыт его социального взаимодействия.

·         Избегайте публичной оценки неблаговидного поступка ребенка,  так как дети пятого года жизни обидчивы.

·          Чаще хвалите малыша, объясняя, чем он порадовал и удивил Вас.

 

ДЛЯ ВАС, КОЛЛЕГИ

Работа по ознакомлению дошкольников среднего возраста с  комнатными  растениями 

«Наши зеленые друзья»

 

   Дошкольное образовательное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

   Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения.

   На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

   В нашем дошкольном образовательном учреждении, можно визуально отметить большое количество комнатных растений. Умело подобранные и размещенные в интерьере растения воспитывают любовь к растительному миру через непосредственное общение с ним.

   Ознакомление детей с комнатными растениями входит в содержание образовательной программы, по которой  работает наше  дошкольное  учреждение.

   Объем рекомендуемых программой  знаний включает следующее:

  • Строение растения – стебель, корень, листья;
  • Внешний вид растения;
  • Условия, необходимые для роста и развития растения, - тепло, свет, влага;
  • Название некоторых растений (в зависимости от возраста и программы, указывается примерное количество или конкретные названия растений);
  • Правила ухода за растениями – полив, опрыскивание;
  • Бережное отношение к растениям.

Это содержание реализуется в разных видах и формах деятельности:

  • в процессе образовательной деятельности;
  • в дидактических и творческих играх;
  • в изобразительной деятельности;
  • в трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями и т.д.

Задачи:

Образовательные: Дать понятие, что такое комнатные растения.

Учить детей правильно ухаживать за комнатными растениями.

Отметить значение, роль комнатных растений для жизни и деятельности человека.

Развивающие:  Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Развивать изобразительные способности детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

 

   Педагогическая работа «Наши зеленые друзья» заключается в следующем: открываются возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Появляется  интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений. Возникает желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. Появляются умения наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

    В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются умения элементарной исследовательской деятельности. Дети знакомятся с растениями, учатся передавать  свои  чувства в  творчестве  (продуктивной деятельности).

 

Методические рекомендации

«Уход за комнатными растениями»

      Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы - развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

     Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время

·         длительные наблюдения за растениями,

·         опыты,

·         организацию труда по уходу за комнатными растениями;

·         систему занятий.

      

      В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение:

·         дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,

·         спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,

·         видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

 

      В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах

Этапы организации труда в природе:

1.      наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

2.      трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

3.      заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

      Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

·         рассматривание внешних особенностей строения растений;

·         наблюдение за способами их функционирования;

·         знакомство с условиями внешней среды;

·         выявление зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

    

      В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями.

      За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками, например:

  • герань зональная,

  • аспидистра,

  • бегония вечноцветущая,

  • фикус,

  • фуксия гибридная,

  • амазонская лилия,

  • кливия,

  • колеус,

  • бальзамин,

  • гортензия,

  • хризантема.

     Труд детей в уголке природы:

  • мытье широких, кожистых листьев,

  • полив.

      В средней группе к 3-4 видам имеющихся растений, добавляют 2-3 новых вида, с учетом следующих требований:

      Разнообразие:

·         поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками),

·         способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.)

·         величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.),

·         способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон)

·         видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

     Выбор новых видов зависит от того, какие растения были в уголке природы младшей группы.

     Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков, ампельные растения (восковой плющ, клеродендрум).

     Структура проведения наблюдений за природными объектами:

  1. Собрать детей и сконцентрировать их внимание. ( Н-р: «Послушаем, о чем говорят цветы»).

  2. Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. ( Предлагаем посмотреть внимательно на объект и задаем вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказываний большинства детей: подтверждаем правильную информацию, хвалим тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха не спешим делать пояснение, а задаем новые вопросы – уточняющие, по-другому сформулированные. Основная часть должна быть цельной. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием. Усилить наблюдение поможет включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети (покачаться как цветочек от дуновения легкого ветерка), осторожное тактильное обследование объекта.

  3. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.

          Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях могут сыграть разнообразные дидактические игры, во время которых дети усваивают:

·         Названия комнатных растений (для младшей группы 1 –2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 – 3 названия)

·         Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомым объектом растительного мира: «как дерево», «как травка».

·         Части растений:

- выделять стебли;

- уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие и маленькие); поверхность (гладкий, негладкий);

- уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество цветов на цветоножке (один, много).

          Последовательность организации игр:

1.     «Найди такой же» -  нахождение растений по сходству.

2.     «Найди по описанию» - дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

3.     «Найди  по названию».

 

        Работа по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с комнатными растениями, проводятся 1 раз в неделю в определенной последовательности:

1.     в 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;

2.     во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;

3.     4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»