Как учить стихи с ребенком?
Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь. Память развивается с детства. И один из способов развития памяти – это заучивание стихов. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.
Впереди много праздников, и чтобы заучивание стихов с детьми не превратилось в «головную боль», обратите внимание на следующие рекомендации:
Прежде, чем начать заучивание с ребенком, прочтите его сами с выражением.
Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.
Разделите стихотворение на смысловые части. Не старайтесь выучить сразу все стихотворение.
Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д.Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так - вы первую строчку он другую.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
Мнемотаблицы или техника разучивания стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.
Не надейтесь, что сначала выучите текст стихотворения, а над выразительностью поработаете потом. Этот номер с детьми, тем более с дошкольниками, не проходит. Учить стихи нужно сразу выразительно. Старайтесь читать эмоционально, так, как будто рассказываете что-нибудь увлекательное, выделяя голосом нужные слова и, конечно, соблюдая размер стиха (рифма должна быть хорошо слышна). Этот этап очень важен. Вообще, от того, как вы читаете ребёнку (не только в данный момент - всегда), в огромной степени зависят успехи ребёнка в декламировании.
Поиграйте в «эхо»: вы выразительно читаете одну строчку, а ребёнок, как эхо, в точности и с той же интонацией её повторяет. Потом так же – вторую строку, третью и четвёртую. Теперь пусть попробует «как эхо» повторить все 4 строчки. Если получилось – двигайтесь дальше, если нет – повторите ещё раз. Как только вы таким же путём выучите всё стихотворение до конца, можно попробовать рассказать его целиком.
И ещё одно. Независимо от того, насколько преуспел ваш ребёнок в риторическом искусстве, воздерживайтесь от критических замечаний, тем более резких. Стать лучшим чтецом, чем он есть, они не помогут, а породить неуверенность в себе, отвращение к литературе и испортить ваши отношения могут. Лучше хвалите за то, что получается (чётко произнёс слова, не перепутал их порядок, эмоционально прочитал и т.п.), ведь главное - чтобы ребёнок, читая стихи, получал удовольствие от самого процесса!
Попробуйте следовать этим рекомендациям, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.
Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
(Интернет-источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-medvedeva/vyrazitelnoe-chtenie-stihov-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.odnamama.net/2012/07/blog-post_20.html)