Личная страничка Сергеевой Натальи Алексеевны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №88

 

Личная страничка Сергеевой Натальи Алексеевны

 

 

Как учить стихи с ребенком?

     Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче. Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства.  И один из способов  развития памяти  – это заучивание стихов. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию...  Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

     Впереди много праздников, и чтобы заучивание стихов с детьми не превратилось в «головную боль», обратите внимание на следующие рекомендации:

     Прежде, чем начать заучивание с ребенком,  прочтите его сами с  выражением.

     Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

     Разделите стихотворение на смысловые части. Не старайтесь выучить сразу все стихотворение.

     Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите  строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д.Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так - вы первую строчку он другую.

     К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

     Мнемотаблицы или техника разучивания стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

    

 

     Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.

     Не надейтесь, что сначала выучите текст стихотворения, а над выразительностью поработаете потом. Этот номер с детьми, тем более с дошкольниками, не проходит. Учить стихи нужно сразу выразительно. Старайтесь читать  эмоционально, так, как будто рассказываете что-нибудь увлекательное, выделяя голосом нужные слова и, конечно, соблюдая размер стиха (рифма должна быть хорошо слышна). Этот этап очень важен. Вообще, от того, как вы читаете ребёнку (не только в данный момент - всегда), в огромной степени зависят успехи ребёнка в декламировании.

     Поиграйте в «эхо»: вы выразительно читаете одну строчку, а ребёнок, как эхо, в точности и с той же интонацией её повторяет. Потом так же – вторую строку, третью и четвёртую. Теперь пусть попробует «как эхо» повторить все 4 строчки. Если получилось – двигайтесь дальше, если нет – повторите ещё раз.      Как только вы таким же путём выучите всё стихотворение до конца, можно попробовать рассказать его целиком.

     И ещё одно. Независимо от того, насколько преуспел ваш ребёнок в риторическом искусстве, воздерживайтесь от критических замечаний, тем более резких. Стать лучшим чтецом, чем он есть, они не помогут, а породить неуверенность в себе, отвращение к литературе  и испортить ваши отношения могут. Лучше хвалите за то, что получается (чётко произнёс слова, не перепутал их порядок, эмоционально прочитал и т.п.), ведь главное - чтобы ребёнок, читая стихи, получал удовольствие от самого процесса!

 

Попробуйте следовать этим рекомендациям, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.

Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

 

(Интернет-источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-medvedeva/vyrazitelnoe-chtenie-stihov-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.odnamama.net/2012/07/blog-post_20.html)

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»