ДЛЯ ВАС, КОЛЛЕГИ
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Основные задачи:
• Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам
• Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра( кукольный, драматический )
• Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.
• Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Виды театра в детском саду
• настольный театр
• пальчиковый театр
• перчаточный театр
• театр масок
• театр би-ба-бо
• театр на ложке
• театр на фланелеграфе
• театр марионеток
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать -вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2.Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности
в образовательном процессе
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
• с художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения
Как знакомить детей с театром
Знакомство детей с театральной куклой - бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, «Рукавичка», «Колобок» - это создает радостную атмосферу. Затем можно предложить детям игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок. Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Ступени работы следующие:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
- Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения (« учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.
Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.
Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
Организация домашнего театра
Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения. Но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка, его возраст и развитие. Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи. Для организации домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.
С чего начать?
Прежде чем разучить с ребёнком роль того или иного персонажа, необходимо просмотреть иллюстрации к тексту художественного произведения, музыкальной сказки, сценки. Дети сами часто изображают своих героев в своих рисунках, так как они себе их представляют.
В спектакле каждый персонаж наделён своим характером, за ним закреплены определённые поступки, действия, условия, в которых он живёт.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с ребенком примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.
Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.
Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали и т. д.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Для домашнего театра доступны - кукольный, настольный, теневой и др.
Практический материал в помощь родителям для занятий
«Кукла с живой рукой»
Материал: плащ (платок), маска.
Способ изготовления:
Основа куклы плащ или платок. Платок крепится на шее ребенка, концы платка резинками
закрепить на запястьях обеих рук ребенка. На лицо одеть маску персонажа, либо головной убор,
либо нарисовать "усики", "веснушки".
Ребенок, выступая в роли этого образа, чувствует себя раскрепощенным, обретает уверенность в
своих силах. Только слившись с куклой в единое целое, ребенок может создать образ данного
персонажа, с помощью куклы "с живой рукой". Ребенок передает различные настроения героев,
обладает выразительной жестикуляцией, недоступной куклам других систем.
Огромное значение для создания образа имеют интересно подобранное художественное,
музыкальное произведение, которое ребенок с помощью куклы "с живой рукой", пластики своего
тела пытается воплотить в спектакле.
"Пальчиковые куклы"
Ребенок надевает атрибуты на пальцы, сам действует за персонажей. Пальчиковый театр хорош тем, что один ребенок может сразу показать несколько персонажей.
Материал: нитки, ткань, бумага, клей, глазки и другой материал (здесь может сыграть роль фантазия родителей)
Способ изготовления: можно связать крючком или спицами героев театра, либо сшить из ткани – соответственно подбирая цвет для персонажа, стараясь передать точную копию образа. Следует изготовить так, чтобы ребенку было удобно одевать на пальчик и манипулировать им.
"Настольный театр"
Разновидности настольного театра разнообразны – это двухсторонние картинки, самые
разнообразные игрушки (фабричные, самоделки из природного материала, бросового
материала др. материалов). Ребенок может создать героев из пластилина, глины. Темы для
показа подбирать из любимых, хорошо знакомых произведений. А так же можно
разнообразить настольный театр назвать его «Посудный» (одноразовые стаканчики,
тарелочки, ложки, «Пробковый» и т д.
"Куклы – марионетки"
Марионеток для игры можно сделать самостоятельно, вместе с ребенком, – это интересное занятие наверняка придется ему по вкусу.
Материал: папье-маше, полимерная глина, теннисный мячик, ткань, толстые нитки, небольшая пластиковая бутылка, шило, проволока, леска, клей, бумага, пластилин, скотч, деревянные планки, прищепки.
Способ изготовления: Марионетка своими руками может быть изготовлена из разных материалов, но чаще всего такую куклу делают из древесины. К туловищу, выполненному из дерева, глины или ткани прикрепляют подвижные конечности (ноги, руки) и голову, которая может быть выполнена из любого подручного материала. Куклу одевают, а лицо разукрашивают. Следует учитывать то, что такие куклы должны быть небольшими. Нитки, привязанные к конечностям и голове, прикрепляются к особому коромыслу (вага, состоящему из стержня и прикрепленного к его оси подвижного коромысла и неподвижной планки). Поднимание сторон соответствует поднятию ног куклы. К основным нитям относят ручные, височные и спинные. Их можно заменить толстой леской.
Когда театр готов – разыгрывайте сценки из хорошо знакомых сказок. Учите детей мимикой, жестами, голосом изображать разных персонажей, подражая им. Привлекайте детей к участию в подготовке декораций, атрибутов к спектаклям.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Предлагаем несложные потешки, песенки для театра:
"Мотылек"
Летал мотылек, (ребенок управляет платком-крыльями)
Порхал мотылек,
Присел отдохнуть
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Напиться присел
На росистый лужок.
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел подремать
На прохладный пенек.
"Поезд" (пальчики едут в поезде) :
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чах-чах, чу-чу-чу, далеко укачу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Поиграем? (смотреть здесь)
Авторитет родителей и его формирование на личность ребёнка
Авторитет — одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни.
Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все.
Родительский авторитет – это влияние родителей на ребёнка, основанное на знаниях, нравственных установках, жизненном опыте.
Истинный авторитет создаётся и поддерживается, когда:
- родители одновременно и требовательные и заботливые;
- родители приучают детей уважать взрослых;
- преобладает эмоционально положительная атмосфера;
- общественная жизнь родителей (активная или пассивная позиция);
- совместные увлечения родителей и детей, совместное времяпровождение;
- умение родителей прощать и просить прощение;
- поддержка и помощь со стороны родителей и т.д.
Родительский авторитет – это доверие ребёнка к словам и действиям взрослых, а показатель авторитета – не беспрекословное послушание, а желание ребёнка прийти за советом.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.
Памятка для родителей
Требовательное отношение к себе — основа авторитета родителем. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим.
Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей.
Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
Условия успешного семейного воспитания детей
Семья – играет в воспитании ребёнка основную и важнейшую роль. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы.
На личность ребёнка оказывает влияние нравственные устои, образ жизни, ценности родителей, межличностные отношения, общая культура родителей.
Семья межличностных отношений в семье в первую очередь зависит от супружеских взаимоотношений. Если между супругами постоянные конфликты, отсутствует доверие, уважение, поддержка всё это отрицательно сказывается на воспитании ребёнка и наоборот.
Основным способом устранения отрицательного влияния на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармония личных взаимоотношений супругов. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей.
Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять, доброта, такт, сострадание и наоборот злость, высокомерие, эгоизм.
Супруги должны с одинаковых позиций относится к нравственным нормам и ценностям.
Ребёнок не рождается грубым, злым, ленивым или трудолюбивым. От родителей передаются внешние черты, а личностные качества формируются в первую очередь в процессе общения ребёнка с родителями.
Ребёнок – это ваше отражение, и здесь нельзя винить кого-либо. Ребёнок –прообраз вас самих. Поэтому взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребёнку.
Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л. Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием.
Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребёнка. К наиболее значимым психологическим аспектам воспитания детей в семье относится и формирование коммуникативных навыков. Именно в семье ребёнок учится общению; усваивает образцы поведения. Фразу «Отстань, мне некогда!» необходимо исключить из своего лексикона. Представьте, что однажды и ребёнок на все ваши обращения и вопросы будет отвечать точно так же. Ребёнок – это ваше продолжение, разговаривайте с ним так, как разговаривали бы сами с собой. Учитесь его слышать, а он будет учиться вас слушать. Когда говорится о взаимопонимании между детьми и родителями имеется в виду диалог – т.е. взаимодействие ребёнка и взрослых. Ещё важно в общении соблюсти равенство позиций.
Проблема занятости родителей становится одной из ведущих причин психического неблагополучия современного ребёнка. Это искажает характер нормальных взаимоотношений родителей и детей:
- в семье общение сводится до минимума;
- содержание общения обеднено и сведено к контролю.
Следующий психологический аспект – это стиль родительского поведения. Он напрямую связан с личностным развитием ребёнка.
Основные типы родительского поведения:
- диктат;
- опека;
- невмешательство;
- сотрудничество.
Диктат – систематическое подавление одним членом семьи других. Преобладают жёсткие требования, контроль, наказания. Вырастает ребёнок забитый, пассивный, зависимый, с низкой самооценкой или наоборот агрессивный деспот.
Опека – удовлетворяются все потребности ребёнка, не запретов. Ребёнок вырастает истероидный, демонстративный, с завышенной самооценкой.
Невмешательство – ребёнок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Часто дети уходят из дома, бродяжничают.
Сотрудничество – высокий уровень вербального общения между родителями и детьми. Требования справедливые и обоснованные запреты, присутствует ненавязчивый контроль. В ребёнке поощряется самостоятельность, ответственность.
Поэтому так важно выбрать правильный стиль воспитания. Если родителям удаётся справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них тёплую обстановку поддержки, то у родителей и детей складывается взаимопонимание.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи необходимо соблюдать следующие факторы:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время для общения с ребёнком;
- интересоваться делами, проблемами ребёнка;
- относиться к ребёнку как к равноправному партнёру по общению;
- согласованность и последовательность требований;
- стиль воспитания;
- уметь анализировать собственное поведение и признавать собственные ошибки, если понадобиться изменить своё поведение;
- забота, ненавязчивый контроль, разумные требования.