Средняя группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 88

 

Группа дошкольного возраста 3

(средняя группа)

  Возрастные особенности детей 4-5 лет

      В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

     Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

     Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

     Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

     К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

     Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

     Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

     Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

     Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

     Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

     Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

     Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

     У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.   Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

     Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; говершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

 

Памятка для родителей  

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет?

 

К пяти годам ребенок должен:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

- называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение;

- называть признаки и количество предметов;

- называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;

- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;

- называть времена года в правильной последовательности;

- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

- активно сопровождать речью игровые и бытовые действия;

- пониамть и употреблять слова-антонимы; уметь образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница);

- уметь выделять первый звук в слове;

- рассказывать о содержании сюжетной картинки;

- с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

- назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворени, считалку;

- рассматривать иллюстрированные издания детских книг, проявлять интерес к ним;

- драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

  

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

- сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

- сравнивать до 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

- узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата, шар, куб, цилиндр;

- различать и называть части суток;

- определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

- знать правую и левую руку.

  

РИСОВАНИЕ

- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

- изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

- создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.

 

ЛЕПКА

- лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

- использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

- владеть навыком рационального деление пластилина;

- использовать в работе стеку.

 

АППЛИКАЦИЯ

- правильно держать ножницы и резать  ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно закруглять углы;

- раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

- составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

- знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).

- уметь использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- уметь преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;

- уметь сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

 

 

Вернуться на главную страницу

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения